понедельник, 13 мая 2019 г.

"...этот шустрый богемец..."(с) Иоган Бальтазар Нойман.

Скромная попытка внести свою лепту в проект "Тайны истории в лицах", Галины Солоденковой.

Други,
желание немного рассказать о талантливейшем архитекторе эпохи барокко/-рококо, возникает каждый раз, когда взгляд падает на его творения.
А в последнее время, они то и дело попадаются на глаза: Вюрцбургская резиденция, крепость Мариенберг, церковь при монастыре францисканцев в Гёсванштайне, здание соборного капитула в Бамберге, капелла Св.Креста в Китцингене.
Посещение базилики Четырнадцати Святых, окончательно укрепило в желании черкнуть пару строк. Фотографии самой базилики будут ниже.)
Стиль построек Бальтазара Ноймана - уникален, расчеты и точность чертежей - вызывают искреннее уважение, взглянуть на его архитектурные шедевры приезжают миллионы туристов. Так кем же он всё-таки был, этот шустрый богемец?
В далеком 1687г., в семье Ханса Кристофа Ноймана, не слишком удачливого ткача из Хеба, рождается седьмой ребенок, мальчик.
Его называют Иоганн Бальтазар в честь крёстного отца, мастера колокольного дела Бальтазара Платцера, а позже и отдают к нему на обучение.
Выросший в беднейших условиях, Нойман удивляет всех своим оптимизмом, жаждой жизни, тягой к знаниям и стремлению добиться признания.
Едва ли в его сумке находилось больше краюхи хлеба и письма подмастерья, когда в 1711г., привлеченный громким именем  литейщика Игнаца Коппа, он появляется в Вюрцбурге. Проучившись год, Нойман получает бумаги, свидетельствующие о том, что он изучил оружейное дело и основы пиротехники.
Вюрцбург рассматривался лишь как промежуточная остановка в его "путешествия подмастерья", если бы не госпожа Удача.
Главный инженер и архитектор Андреас Мюллер, рассмотрев скрытый потенциал юноши, определяет его во франконскую артиллерию (карьера инженера была возможна лишь для военных), осуществляет возможность изучать геометрию, фортификацию, гражданскую архитектуру. Занятия проводятся на латыни, итальянском и французском языках, ну что же, Нойманн овладевает и ими.
Положительно, но парень талантлив во всём и самое главное - теории, он предпочитает практику.
Благодаря поддержке Мюллера, молодого Бальтазара переводят в епископскую лейб-гвардию и в последующие 27 лет, он достигнет самого высокого для его положения звания - полковника.
1717г., в составе франконских трупп под руководством Евгения Савойского, принимает участие в кампании против турок, участвует в осаде Белграда. На обратном пути, заглянув в Вену, знакомится с работами знаменитейших австрийских архитекторов Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, Иоганна Лукаса фон Хильдебранда, вдобавок, получает королевский патент на звание военного инженера с предложением службы при австрийском дворе.
Лестное предложение Бальтазар отклоняет и поступает к генерал-губернатору Милана, что в дальнейшем, позволило познакомиться и с итальянским барокко, в том числе, с работами Гварино Гварини.
Поездка в Италию окончательно сформировала его архитектурные пристрастия.
1719г. Нойман возвращается во Франконию, занимает должность главного инженера при князе-епископе Иоганне Филиппе Франце фон Шёнборн и получает свой первый заказ - строительство роскошного епископского дворца.
Остается лишь предполагать, какими мыслями руководствовался епископ, доверяя молодому и доселе неизвестному архитектору, к тому же архитектору, который не в состоянии продемонстрировать ни одну из своих работ, строительство новой резиденции?
Возможно, всё дело было в самом Ноймане?
Честный и прямой взгляд, умная голова, убедительная речь и невероятное обаяние, под которое попадал каждый. Как же иначе объяснить многолетнюю привязанность и поддержку Андреаса Мюллера, желание заполучить Ноймана австрийскими монархами и высочайшее доверие самого епископа Шёнборна?
1721г. архитектор возглавляет строительную службу Бамберга и Вюрцбурга, отвечает за сооружение крепостей, строительство и планировку церквей, дорог, мостов, домов, садов - всё под его надзором. Ответственность невероятная.
Многочисленные стройки, требующие ежедневного присутствия, сложные расчеты, организация и надзор за стеклодувными мастерскими, пропала надобность в импорте дорогого стекла, преподавание на кафедре архитектуры вюрцбургского университета, долгие поездки заграницу...положительно, но складывается впечатление, что у этого человека было 48 часов в сутки.
1725г. женитьба на дочери тайного советника - Еве Марии Шильд, это открывает двери во все знатные дома Вюрцбурга и Бамберга, а щедрый и демонстративно сделанный свадебный подарок от епископа, окончательно укрепляет положение в обществе.
Год спустя, находясь в зените своего величия и славы - падение...Шёнборн умирает и епископскую митру надевает граф Ансельм Франц фон Ингельхайм, ярый ненавистник дорогостоящих строек и самого Бальтазара Ноймана.
Стройки замораживают, архитектора лишают всех званий и регалий, снимают со всех постов и удаляют от двора.
Казалось бы, любой человек опустил бы руки, но нет...только не Нойман. Он давно перерос Франконию и слава о нём гремит по всей Европе, австрийская императрица Мария-Терезия щедро оплачивает эскизы беседок и павильонов для Хофбурга, многочисленные заказы за пределами епископата, дают возможность поддерживать былой образ жизни, да и три года спустя, его гонитель умирает.
Епископская митра переходит к Карлу Филиппу фон Грайфенклау и вновь колесо фортуны совершает оборот - архитектор восстановлен на всех постах, возвращены все права и полномочия, разрешен доступ к епископу в любое время суток и самое главное, дана возможность осуществить самый грандиозный проект - строительство вюрцбургской резиденции.
В 1753г., находясь в звании полковника артиллерии и главы строительной службы, Бальтазар Нойман умирает... на его счету более сотни завершенных проектов.

Однажды, Нойманн крепко повздорил с архитектором фон Хильдебрандом, утверждающим, что конструкция потолка не отличается прочностью и может рухнуть на парадную лестницу в любую минуту.
На что Нойманн предложил закатить в здание несколько пушек и дать пару залпов, проверив тем самым слова Хильдебранда. Ссору удалось прекратить лишь благодаря вмешательству епископа, полностью доверявшему Нойману. Чуть позже, потолок украсили и самые  большие потолочные фрески в мире - работа Джованни Батисто Тьеполо.
На одном из фрагментов можно увидеть и самого архитектора. Вот он сидит на пушечном жерле, задумчиво поглядывая на потолок. Намек на спор с Хильдебрандом.)))
Двести лет спустя, в первых числах апреля 1945г., в результате обстрелов были разрушены два крыла резиденции, за их строительство отвечал Хильдебранд.
Центральная же часть с драгоценными фресками, целиком находившаяся под ответственностью Ноймана, выдержала...)

Итак, в субботу, отправив ребенка в гости к однокласснице, рванули мы с нашим папой в сторону городка Бад Штафельштайн.
Планировали прогуляться по курортному парку, подышать соленым воздухом, а дальше уже по обстоятельствам. Но, так как май в этом году уже успел порадовать заморозками и дождем со снегом, на свежем воздухе продержались недолго и прямиком отправились в паломническую церковь Фирценхайлиген, греться.)))
Базилика Фирценхайлиген (Четырнадцати Святых Помощников) - последняя работа Бальтазара Ноймана.
Исторического совсем кратенько.
Как гласит легенда, в 1445г. у мальчишки-пастуха, следившему за монастырскими овцами, было видение: Христос в окружении четырнадцати детей, появился на поляне и повелел построить на этом месте часовню. Несколько дней спустя, видение повторилось...
Пастух рассказал о чуде настоятелю цистерцианского монастыря, который не стал противиться божьей воле и приказал немедленно заняться строительством.
Часовня, впоследствии перестроенная в церковь, была разрушена в ходе Тридцатилетней войны и лишь в 1743г., по планам и под руководством Бальтазара Ноймана, начались масштабные строительные работы.
Внутренняя отделка - рококо на 100 процентов.
Асимметрия, фигурная отделка, затейливая лепнина, пастельные оттенки и обилие позолоты, вазы и скульптуры, перегруженность деталями неимоверная, сконцентрировать внимание на отдельных фрагментах очень сложно.
Жемчужина базилики - главный алтарь, расположенный по центру среднего нефа. Создатели данного шедевра - скульпторы и штукатуры Франц Ксавьер и Иоганн Михаэль Фойхмаеры, росписью же занимался Джузеппе Апиани.

Нам сказочно повезло, так как случайно попали на небольшую экскурсию, проводимую монахом-францисканцем (при церкви находится монастырь данного ордена).
Час пролетел незаметно, а сочетание лёгкой, приятной глазу помпезности и строгой торжественности голоса монаха, оставили потрясающее впечатление.
Вышли на улицу как новенькие.)
Заряд положительных эмоций, внутренний покой, светлые мысли. Ну вот просто ух! на душе.
Так-так, а вот и монастырь Банц напротив, уже творение братьев Динценхоферов...до них тоже руки дойдут, дайте только время!)))
Наводка: Vierzehnheiligen 2, 96231 Bad Staffelstein

12 комментариев:

  1. Lena, спасибо огромное. Удивительная история, интересная личность. Думаю, что ещё не раз вернусь к посту и непременно погуглю фото всех сохранившихся работ мастера.
    Талант-талантом, но обаяние - не последняя штуковина в плане достижения успеха! Явно у Ноймана и таланта, и обаяния было с избытком!
    А известно, что в Хофбурге сохранилось из тех павильонов, что он спланировал?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина,
      навскидку: 3 плана перестройки Хофбурга, план перестройки дворцовой капеллы, план перестройки дворцовой лестницы.
      Ссылка на сохранившиеся документы: https://www.deutsche-digitale-bibliothek.de/item/LS7JMSYYPKLPV7RC6XTHKUZS4L35OTOJ
      Нойман не успел самолично осуществить свои проекты, помешала и смерть и отсутствие денег у Марии Терезии, она была в начале своего царствования, а с казной нужно было быть аккуратнее.) В основном, по эскизам Ноймана, строили другие мастера.
      Кстати, а вот ссылка на церковь в Гесвайнштайне, узнаём руку мастера)))
      http://voronja-slobodka.blogspot.com/search/label/Burg%20G%C3%B6%C3%9Fweinstein

      Удалить
  2. Вот спасибо! Очень люблю рассказы о людях, поборовших свою судьбу и не раз!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира,
      искренне уважаю людей, добившихся высот благодаря личным качествам, учебе и стремлению к знаниям.
      Начав бедным литейщиком, завершил жизненный путь одним из богатейших людей Вюрцбурга.

      Удалить
  3. Мне понравился эпизод ссоры (с пушками) - напоминает современные терки архитекторов :)))) Ну, и фреска с намеком - ироничная деталь. всегда интересно узнать какие реальные ситуации скрыты за картинкой на фреске.
    Рококо - невероятная красота и роскошь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина,
      что-то в последнее время, меня тоже тянет на рококо. Хочется эдакого такого лёгкого, воздушного и пасторального, с птичками и цветочками, чтобы рот раскрыть и ахать восторженно.))
      В следующую вылазку в Вюрцбург, постараюсь набежать на церковь Кэппеле, еще одно из творений Ноймана.
      https://de.wikipedia.org/wiki/K%C3%A4ppele_(W%C3%BCrzburg)

      Удалить
  4. ...А наши физиономии на купюрах вряд ли появятся...:(
    Лена, спасибо. Красота необыкновенная! Талант и трудолюбие.
    Спасибо тем людям, что сохраняют эту красоту и мы имеем возможность (хоть и с экрана) лицезреть ее...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира,
      физиономия на купюре появилась лишь в 1990г.)))
      240 лет понадобилась потомкам, чтобы оценить его талант. Так что, у нас есть время)

      Удалить
    2. Ира,
      P.S. пришли фотографии двух дорожек, ладноть? Чтобы мучалась выбором))

      Удалить
  5. Лена, как хорошо ты рассказала, я прочла на одном дыхании. Подробности очень важны, любопытно. потому нужен хороший экскурсовод. И мужу твоему спасибо за его часть экскурсии, его любовь к резным дверям я полностью разделяю. :) Базилика очень красивая и светлая.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галюнь,
      с погодой не повезло, очень ветрено было, так что за шумы - извинямс.)
      Я рада, что тебе понравилось.)))

      Удалить
  6. Лена, спасибо! Вот всегда говорю, если есть у человека огромное желание творить, его ни что не остановит!
    Красота, глаза теряются не знают на чем остановиться, рассмотреть надо всё!

    ОтветитьУдалить